ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ
История
Здание
театра Музыкальной комедии, расположенное на одной из старейших улиц
Санкт-Петербурга - было построено в 1799-1801 гг./предположительно по проекту
архитектора Е.Т.Соколова/. Здание было одним из многочисленных доходных домов
семьи Лазаревых, известно под названием Садового дома Лазаревых.
В 1842-46 гг. здание было перестроено по проекту архитектора
Л.Вендрамини. В 1892-96 гг. капитально отремонтировано с частичной
перепланировкой по проекту архитектора А.С.Хренова.
В
конце XIX века здание принадлежало княгине Урусовой. В 1896 г. его приобрел
Великий князь Николай Николаевич /младший/ и впоследствии передал своей протеже,
актрисе Александринского театра И.Потоцкой. Вероятно, в этот период интерьеры
второго этажа приобрели отделку дворцового типа.
Вскоре
после пожара 1910 г. дворец был передан предпринимателю И.Пыльцову и по проекту
инженеров И.Бальбащевского и А.Максимова приспособлен под театр. Для этого в
объеме бывшего дворца возвели два зала: нижний для ресторан-кабаре и верхний -
зрительный.
Интерьеры театра, уютные и нарядные, носят
отпечатки различных архитектурных стилей. Трехмаршевая лестница, гостиная-фойе с
прихотливыми узорами лепки, вкраплениями живописи и бронзы свидетельствуют об
изысканности стиля роккоко. Влияние стилей разных эпох можно наблюдать в отделке
фойе, размещенного над входом в театр. Здесь преобладают элементы эпохи
итальянского Возрождения. Архитектура сохранена в первозданном виде, кроме
одного из фойе, перестроенного под грот.
Театральный
зал /он сейчас закрыт на ремонт/ является одним из наиболее ранних
немногочисленных интерьеров общественного назначения, исполненных в начале XX
века под воздействием архитектуры русского позднего классицизма. Зал отличается
от парадных помещений театра подчеркнутой монументальностью, гладкими
плоскостями стен, сдержанностью архитектурных деталей. При этом архитектурные
элементы, заимствованные из позднего классицизма, сочетаются с формами,
соответствующими новым инженерным возможностям. Автор театрального зала,
вероятнее всего, был представителем "модернизованной неоклассики".
На сцене "Палас-театра", открытие которого состоялось 18 декабря
1910 года, шли модные оперетты с участием лучших столичных артистических сил, а
на подмостках ресторана выступали в дивертисментах актеры различных жанров.
Несколько лет в ресторане "Палас-театр" служил
официантом А.Раков. Именем этого видного большевика, погибшего в 1919 году при
защите Петрограда от армии Юденича, назвали в 1923 году Итальянскую улицу - он
жил на ней одно время в доме N 14.
Вскоре после победы
революции в помещении "Палас-театра" начал давать спектакли первый революционный
героический театр. Затем здесь открылся театр комической оперы, которым
руководил известный режиссер К.Марджанов. В труппе играли такие прекрасные
мастера, как Н.Тамара, Б.Горин-Горяинов, М.Ростовцев, Г.Ярон и другие.
После ухода Марджанова коллектив возглавил антрепренер, режиссер
и либреттист В.Валентинов. На подмоски вернулась оперетта, а состав труппы
пополнили великолепная драматическая актриса Е.Тиме и молодой Л.Утесов.
В следующие годы в здании театра выступали коллективы
театров "Кривое зеркало", "Пти Палас", Сатиры. Некоторое время в верхнем зале
работал кинематограф "Гранд Палас".
В 1929 году помещение на улице Ракова 13
передали только что организованному "Цирку Мюзик-холл", годом спустя
переименованному в эстрадный театр "Мюзик-холл". Музыкальной частью заведовал
И.Дунаевский, постановочной А.Арнольд, хореаграфической руководил
К.Голейзовский. Среди участников программы - Теа-джаз под управлением Л.Утесова.
Ленинградский государственный театр Музыкальной комедии
возник летом 1929 года в результате слияния двух трупп - ленинградской и
харьковской. Днем его рождения считается 17 сентября 1929 года, когда
спектаклем "Холопка" Н.Стрельникова открылся новый сезон /на площадке
Госнардома/. С 1938 года театр работает в особняке на Итальянской, 13.
Имея основной репертуар классические произведения,
театр настойчиво прокладывал пути создания советской оперетты, и в этом смысле
его можно назвать лабораторией этого жанра, а Дунаевского - ее отцом. Он первый
внедрил в оперетту массовую песню, что помогло реформировать жанр, увести его от
водевильной условности и интимных мелодрамю На сцене театра появились спектакли,
ставшие этапными в развитии жанра "советской классики": "Золотая долина" и
"Дороги к счастью" И.Дунаевского, "Свадьба в Малиновке" Б.Александрова, "Девичий
переполох" и "Поцелуй Чаниты" Ю.Милютина, "Сорочинская ярмарка" А.Рябова,
"Акулина" И.Ковнера и мн. другие.
В годы Великой
Отечественной войны театр Музыкальной комедии был единственным коллективом, все
900 дней блокады не прекращавшим своей работы. Было выпущено 20 премьер и
возобновлений. Театр посетил 1 миллион 300 тысяч зрителей. не было ни одной
замены, всегда было 2 состава: бюллетень неявившегося артиста, как правило,
означал смерть. В театре были постоянные аншлаги: с рук билеты приобретали за
дневную порцию хлеба. Почти все солисты дали в воинских частях на передовой, в
госпиталях и на заводах по 1000 и более бесплатных концертов; от концертов в
фонд обороны дирекцией театра было перечислено 4 миллиона 334 тысячи 4 рубля
чистой прибыли. Беспримерна героико-трагическая история театра, который в
тяжелейшие дни блокады стал частичкой духовной жизни города, единственным
островком радости для измученных жителей и фронтовиков.
Навсегда остались в мировой истории театра: директор
Г.С.Максимов; режиссеры: А.Н.Феона, Н.Л.Янет, Г.М.Полячек; дирижеры Г.В.Фурман,
А.А.Логинов, М.П.Воловац, В.Н.Астров /погиб от напавших на него крыс/;
балетмейстеры Л.Г.Бейзельман, Р.О.Гербек; солисты балета Н.В.Пельцер,
А.А.Комков, Л.М.Лидина; блестящая плеяда актеров: Н.И.Болдырева, Е.С.Брилль,
К.М.Бондаренко, З.Д.Габриэльянц, И.В.Кедров, Л.А.Колесникова, А.В.Королькевич,
Е.Д.Михайлов, А.А.Орлов, Г.П.Павлоцкая, В.И.Свидерский, Н.Я.Янет,
В.Н.Христианова, А.Г.Слонимский.
Жизнь театра
послевоенного периода ознаменована яркой творческой деятельностью на его сцене
Г.В.Богдановой-Чесноковой, Н.Янета, З.Емельяновой, И.Кедрова, дебютами
З.Виноградовой, В.Копылова. В.Тимошина, позже - Л.Федотовой, Л.Ермаковой,
И.Соркина, А.Шаргородского, А.Панкова.
В разное время в театре работали
режиссеры В.Рапопорт, Ю.Хмельницкий, В.Тутышки, М.Дотлибов; художники Н.Акимов,
В.Рындин, Т.Бруни.
С приходом в театр в 1972 году
Заслуженного деятеля искусств РСФСР В.Воробьева в репертуаре появились
комическая опера, оперетта, музыкальная комедия, балет, мюзикл, зонг-опера. В
эти годы на сцену выходит новое поколение актеров: В.Васильева, В.Кривонос,
В.Костецкий, В.Матвеев, В.Свиридова, Е.Дриацкая, В.Артюх, Б.Смолкин, Е.Тиличеев.
За 70 лет театр переживал времена творческих подъемов,
удач и смелых экспериментов, знал он и кризисные годы. В итоге каждый этап
приносил свои плоды.
С 1995 года театр возглавляет
директор - Заслуженный работник культуры России В.В.Пашков и
художественный руководитель - Заслуженный деятель искусств России, академик
Российской Академии телевидения, Народный артист России А.А.Белинский.
В августе 1996 года открылся Малый зал театра, в репертуаре которого
классика: "Королева Чардаша", "Мистер Икс", "Баядера ", "Цыган-премьер"
И.Кальмана, "Веселая вдова" Ф.Легара, "Прекрасная Галатея" Ф.Зуппе, "Лили"
Ф.Эрве; Музыкальная фантазия на темы голивудских мелодий "Дорога в Нью-Йорк",
"Провинциалка" А.Чайковского; детские спектакли: балет "Фея кукол" Ф.Байера,
"Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" И.Шаинского, "Калиф-аист"
О.Петровой; "Мышьяк и старое вино" В.Плешака, музыкальный детектив.
В октябре 1999 года к своему 70-летию театр получил подарок –
исторически воссозданное фойе.
В своем репертуаре театр по-прежнему делает
упор на классическую и современную оперетту, мюзикл. В сезоне 1998 – 1999 гг.
репертуар театра пополнился спектаклями: “Я другой такой страны не знаю”
(Краткий курс истории ВКПб), “Бал в Савойе” П.Абрахама, “Ошибки молодости”
Г.Сарочан, “Цыган-премьер” И.Кальмана, концерт “От Адама до наших дней”,
концерт-спектакль “Шлягеры советской оперетты”. Главная постановка будущего
сезона 2000-2001 гг. – комическая опера С.Баневича “Судьба-индейка” / по пьесе
А.Н.Островского “Волки и овцы” в постановке А.Белинского. Готовятся к
постановке оперетты И.Кальмана “Марица” и К.Целлера “Продавец книг”.
НАЗАД